воскресенье, 13 апреля 2014 г.

В поисках древнего царства

03.11.2013 Храмы юга Армении.

Утром душевно сгрызли свой завтрак. Время было раннее, поплутали вокруг гостиницы, нашли пару смешных таверн и ресторанов и вышли на площадь Республики. Оттуда заприметили знаменитый Вернисаж, решили заглянуть. Очень славные и порой даже полезные продаются там сувениры. Присмотрели чайничек за 7 000 тысяч, славные шапочки, ну я всякие такие шурушки. Если время будет – заглянем еще поподробней. Смешно, любопытно и занимательно.

Забрели в первый попавшийся двор. Это просто роскошно!

В Ереване есть метро.

Пора было выдвигаться на встречу с Камо. Он поджидал нас у гостиницы и уболтал за 60 долларов прокатиться по трем замечательным местам, причем дорога наша будет лежать через горы. Мы так-то недоверчиво посмотрели на его Россинанта (видавшую виды Волгу примерно моего возраста), но он убежденно сказал, что машина – зверь, проедет везде, где надо. Решили ехать.

Сначала довольно долго колесили по Еревану. Видели знаменитые шустовкие заводы при свете дня, мост Победы, Киевский мост, местную речку, набережную. Далее пошли рабоче-крестьянские районы. Все-таки удивительный материал для отделки местный туф. Даже хрущевки выглядят не как редкий мусор, а так высокая архитектура.

Выехали на оперативный простор – Араратскую долину – и тут Камо сказал, что мы заедем к его другу, он хочет вино жене купить. К другу зашли всем колхозом, нас немедленно усадили за стол под виноград, дали вина и местной водки в 60 градусов, хлеба, сыра и кофе. Тут я поняла, что путешествие будет этнографическим. Друг оказался бывшим сотрудником коньячного завода, а сейчас на пенсии торгует свое домашнее вино. Вино офигенное, только разлито в бутылки от Кока-Колы. Купили себе немного. Посидели – поболтали и снова двинули в путь.

Тут нам открылась гора Арарат. Фотик мой капризничал, что мол, свет ему неправильный, поэтому особых фоток не получилось. Через некоторое время приехали к монастырю Хор Вирап. Живописнейше – легендарное место, откуда, по сути, и пошло армянское христианство. Облазили там все, слазали в местную тюрьму, поднялись на соседнюю гору, оттуда получилось сфотографировать Арарат и Араратскую долину. Зашли в храм, немного посмотрели на службу, плюнули в сторону Турции и поехали дальше.

Сначала надо было проехать через горы. Россинант проявил себя с лучшей стороны. Виды были прекрасные, несколько раз останавливались, чтобы фотографировать. Ехали долго. Особо там никто не живет, но наблюдали стада коров и баранов, а там, где разбиты сады – осеннее волшебство красок. Перевалили через перевал и прибыли в живописнейшую деревню Гарни, которой, по словам Камо, уже более 4 тысяч лет.

Тут нас встретили остатки эллинистической культуры в виде восстановленного храма Гарни (ощущение такое, что изначально это был храм Апполона, но могу и путать). Обошли там все: волшебное место в горах, с завораживающими видами и разными древностями и негрузящей музыкой. Я тут же полюбила деревню Гарни. Храм этот восстановили в советское время, сейчас он выглядит так, как и был изначально построен. Поднялись на алтарь, обошли все вокруг. Удивительной красоты место.

Но местный ресторан расстроил невероятно. Я вообще ожидала феерично вкусной еды. Мне казалось, что невкусный шашлык в Армении готовить не умеют. Как выяснилось, я ошибалась. Зверски костлявая баранина, жесткая и не сочная. Испортила все настроение, при этом счет был 14 400 драхм, т.е. более 30 долларов (это без алкоголя). Костя, не жалея красок, высказал все Камо. Тот обещал, что следующий раз пойдет с нами, и сам будет выбирать мясо. Костя выносил ему мозг всю оставшуюся дорогу. Тот обещал нажаловаться везде, где это возможно. Я посмотрю на трип эдвайзоре, если найду этот ресторан, то оставлю разгромный отзыв.

Следующим пунктом был не менее легендарный монастырь Гегард, где когда-то хранилось копье Лонгвина, того, кто убил распятого Христа этим самым копьем. Монастырь также расположен в волшебном месте, парит в горах, красив. Гегард произвел очень сильное впечатление. Главное здание выстроено на площадке, стены примыкают к горам, но есть еще и выдолбленные в горе церкви, с волшебным светом и акустикой. Я там приматусилась к какой-то экскурсии, было интересно, топом забрела в какой-то коридор, который вывел меня в одну из церквей или усыпальницу. Там никого не было, только горело несколько свечей. Стены были закопчены, естественный свет попадал через отверстие в потолке и купол был высок и прекрасен. Не удержалась – поорала, чтобы послушать эхо. Тут прибежали какие-то туристы и орать стало как-то неудобно. Вышла. Костя спросил, почему у меня мобильный не в сети. Я подумала, что в такой тоще базальта связи никакой быть не может. Мощное место. Сильное.

Дорога домой оказалась не очень длинной. Договорились с Камо завтра посмотреть северную часть Армении, всякие церкви и монастыри, а потом он забросит нас в аэропорт. Времени откровенно мало. Но будем дальше искать!