суббота, 10 февраля 2018 г.

Стамбул. Эклектика. Istanbul. Mishmash.

31.12.2017
Сегодняшний день был посвящен красотам и достопримечательностям Стамбула. Понятно, что одного дня на это мало, на это мало, по-хорошему, и одной жизни…

После завтрака сразу двинули в Топкапы. Там выяснилось, что сам дворец, Археологический музей и церковь св. Ирины находятся, собственно, за одним забором.

Быстренько купили Музеум карт, что открыло нам массу возможностей на ближайшие пять дней, и мы отправились в Топкапы.

Там, конечно, интересно, но немного запутано. Мы прошли по многочисленным внутренним дворам резиденции султана, дошли до смотровых площадок у некоторых резных павильончиков, посетили несколько каких-то мест, типа, хранилища реликвий и т.д.

Еще на территории дворцового комплекса обнаружились солнечные часы.

Со смотровых площадок дворца отрывается чудесный вид на Золотой Рог и Босфор, а также Мраморное море. Движение там, конечно, интенсивное, корабли и катера так и шныряют.

Но душа-то рвалась в гарем…

Нашли вход и начали спускаться. Сначала впечатленьица были унылые: как-то мрачненько у них в гареме, тесненько, совсем не как в «Великолепном веке».

Мы обошли все, что можно было и вышли наружу с намерением свалить, но добрый служитель показал нам путь дальнейшего осмотра и тут открылся, будем так говорить, верхний гарем. Домики изящные, балкончики резные, мечеть, покои Валиде-султан, опять же блестящий зал для официальных приемов и ученические комнаты шахзаде. Очень симпатично.

Еще поразило устройство стока на террасе гарем – система разделения и сбережения воды великолепна!

Далее была церковь Св. Ирины. Сооружение грандиозное снаружи и сногсшибательное изнутри. Мощь строения была явлена при входе в церковь – высоченные своды (хотя идешь по ступеням вниз), открыта изначальная кладка, впечатления усугубляют гуляющие по церкви огромные упитанные коты с лоснящейся блестящей шкуркой. Если бы центральный свод не был бы закрыт строительной тканью, то я была бы уверена, что это одна из самых грандиозных церквей, которые я видела, особенно, если учесть годы ее постройки. Снаружи отчетливо видна глубина культурного слоя.

Далее решили идти в Святую Софию. Очередь, как и ожидалось, длинющая, хоть билет не пришлось покупать благодаря музеум-кард. Строение это снаружи производит сильнейшее впечатление, причем чем дольше смотришь на него, тем больше хочется, просто наркотик какой-то.

А изнутри просто вынос мозга. Поздние исламские наслоения не смогли полностью скрыть христианскую природу данного заведения, даже если не искать специально, все равно заметишь древние фрески с разнообразными ликами. Начали подниматься на верхнюю галерею. Поразило то, что подъем выполнен не в виде ступенек, а в виде мощеного серпантина. При желании туда можно было бы на телеге с волами заехать. Видимо, так и поступали. С верхней галереи открывается размер и размах строения – словами непередающийся: «Юстиниан, я превзошел тебя!»

После обеда решили сходить на Ипподром. Ну, классика – Немецким фонтаном начинается, Покрытым обелиском заканчивается. Тут все нормально и стабильно.

Голубая мечеть была закрыта из-за молитвы для гостей из Саудовской Аравии (кажется).

Тогда решили пойти в Цистерну Базилику. Очередь огромная, но музеум кард не работает. Так феерично – очень впечатляет размер этого водохранилища! Воды там сейчас не особо много, но темнота и колонны все на месте. Пофотали общую перспективу, а также колонны с головами медузы, рыб в одном бассейне и плачущую колонну. Интересно.

Но вот и валимся с ног, а еще Новый год встречать. Отдых в гостинице не удался, т.к. рестораны на нашей улице (а один из них сразу под нами) решили заманивать посетителей барабанным боем и танцами. Грохот стоит невообразимый, уж какой тут отдых.

Новый год встречали на площади между Святой Софией и Голубой мечетью. Как выяснилось, это вообще излюбленное место встречи Нового Года россиянами в Стамбуле.

Настроение можно передать следующим диалогом:
- Не в Стамбуле, в Колыме я мечтал о дондруме!
Гомерический хохот. И через несколько секунд:
- Все-таки есть у турок чувство юмора.